Инвестору

Прямая линия инвестора

+7 86154 7 35 00 bg_ekonomik@rambler.ru

Как перейти из малого бизнеса в средний

оздать собственную компанию несложно. Куда сложнее заставить ее расти. Большинство стартапов не могут похвастать стремительным ростом – многие закрываются, другие покупаются более крупными игроками. Поэтому сегодня речь пойдет о том, что делать и, еще более важно, чего не делать после создания компании. 

Подсказки, а не формулы 

Для обретения устойчивости на ранних этапах существования бизнеса нужно искать бизнес-модель и минимально жизнеспособный продукт (minimum viable product), а по мере вывода компании на рынок – концентрироваться на устойчивой модели повторяемости доходов. Если у вас нет какого-то из этих элементов – это смерть вашего бизнеса. 

Универсальных формул для расширения компании после того, как качество вашего продукта уже приподнялось над минимальным уровнем, а модель прибыли стала достаточно предсказуемой, не существует. Но некие общие указания можно сделать. 

Если ваш бизнес вошел в относительно стабильное русло ранней зрелости, самое время предпринять первые серьезные перемены. И начать стоит с переосмысления своего места на рынке. Какое место вы занимаете сейчас? Каково ваше рыночное окружение? Каково положение в вашем сегменте? 

К росту надо быть готовым 

Прежде чем задумываться о расширении вашего бизнеса, надо выяснить, готовы ли вы к этому. Согласно исследованиям, 74% закрытия проектов связано с преждевременными попытками роста. Прежде всего убедитесь, что ваш основной продукт отвечает требованиям рынка. Это можно сделать на основе отзывов клиентов. Также нужно определить своих стратегических партнеров и клиентов. 

Автоматизируйте все, что можно 

Отработайте процесс подготовки новых кадров. 

Отработайте процесс продаж. 

Отработайте процесс платежей и выдачи заработной платы. 

Задействуйте автоматические платежи там, где это допустимо. 

Все это потребует много усилий, но в конечном счете сэкономит вам массу времени, сил и денег. 

Не сворачивайте с дороги (на примере NetSuite) 

Одна из опасностей этого этапа – пытаться делать все сразу, хвататься за непосильные задачи. Этим грешат и новички, и те, кто уже сделал первые уверенные шаги, но вторым есть что терять: вложены большие средства, возможно, взяты кредиты и иные обязательства, наняты люди, проделана большая работа, 

Тут важно не сбиваться с курса, не увлекаться побочными задачами. В качестве примера можно привести стартап NetSuite – компанию предоставлявшую услуги доступа к приложениям для среднего бизнеса на принципах «software as a service». Она просуществовала с 1998 года по 2016 год, начинала как стартап, готовилась к первичному публичному предложению акций и была в итоге куплена Oracle. 

Председатель совета директоров NetSuite Эван Голдберг, определяя стратегию развития компании, неоднократно заявлял: «Мы не собираемся вскипятить океан», имея в виду, что компания не собирается разбрасываться и строить наполеоновские планы. Для него было важно придерживаться выбранного курса и лучше усовершенствовать то, что они уже умели делать, чем браться за нечто неосвоенное. 

Ориентируйтесь на клиента и дайте ему об этом знать 

Лучше повышать уровень сервиса и качество продукта, избегая опасностей, которые таят в себе более глобальные проекты: большими проектами можно потешить самолюбие, но в итоге так и не дать ничего действительно нового потребителям. Всякому tech-разработчику хочется изобрести что-то принципиально новое, совершенно новый сервис, приложение, функционал, но грамотный менеджер должен понять, действительно ли это будет интересно клиенту. 

В Oracle разделяют такой подход: там нечасто рискуют с новыми проектами, зато солидно вкладываются в продажи и в менеджмент. 

NetSuite смогла перерасти уровень среднего бизнеса, потому что продемонстрировала твердую клиентоориентированность и постоянно подчеркивала это в своих официальных заявлениях и в интервью первых лиц. Одним из показателей клиентоориентированности NetSuite стала их программа SuiteSuccess, специально разработанная для принятия рисков начинающих компаний. 

Другим доказательством этого стала ориентация на так называемые микро-вертикали – рынки, на которых подрядчик поставляет узкоспециализированный продукт небольшому количеству клиентов. NetSuite предполагает представлять игрокам таких рынков функционал бэк-офиса. 

В каком-то смысле даже продажу бизнеса в 2016 году можно счесть шагом к росту: компания получила доступ к ресурсам и технологиям Oracle для дальнейшего развития и распространения своих продуктов. 

Источник: corpmsp.ru