31 Мая 2023 /
Малый бизнес
Минэкономразвития России считает важным напомнить о мерах, которые
помогают развитию предпринимательства, способствуют созданию более
комфортной среды для работы малого, среднего и крупного бизнеса в
России. Этому посвящена специальная серия видеороликов министерства,
созданная при участии центра институционального развития контрольной
(надзорной) деятельности Фонда «ЦСР», о правах бизнесменов при
госконтроле и актуальных мерах государственной поддержки, действующих в
2023 году для бизнеса.
В серию вошли три ролика:
«ПРОВЕРКИ: ПРОСТО О ГЛАВНОМ» - рассказывает
о правах предпринимателя при проведении проверок;
«ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ О ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИИ» - о правах предпринимателей в случае получения предостережения;
третий ролик дает обзор действующих мер государственной поддержки бизнеса.
Общий хронометраж трех роликов составляет 8 минут. За это время
предприниматель сможет ознакомиться с алгоритмами действий после
получения уведомления о проведении проверки или предостережения от
контрольного органа, узнает, что бизнесмену следует делать при
несогласии с предостережением, как именно будет проходить проверка,
действие каких документов продлено автоматически на 2023 год и многое
другое.
Анимационные ролики доступны в папке «Каталог материалов для РОИВ 2023» на
ttps://disk.yandex.ru/d/-9hR7QBDr967lw.
О проверках
Правительство России отменило плановые проверки до 2030 года. Мораторий
2022 года показал свою эффективность, количество проверок в России по
сравнению с 2019 годом сократилось в 4,5 раза. Если в 2019 году
насчитывалось 1,5 млн проверочных мероприятий, то в 2022 году было
проведено лишь около 340 тыс. Минэкономразвития России напоминает, что
внеплановые проверки в 2023 году сохранятся, но подчинятся логике
риск-ориентированного подхода. Проводить их теперь контрольным органам
можно только на основании индикаторов риска нарушения обязательных
требований - признаков того, что на объекте контроля с высокой долей
вероятности допущены или могут быть допущены нарушения. Несмотря на то,
что проверки уступили место профилактическим мероприятиям –
профилактических визитов за 2022 год проведено в 1,7 раза больше, чем
проверок – предприниматель может столкнуться с ситуацией, когда через
портал «Госуслуги» пришло уведомления о проведении проверки. Узнать о
правах предпринимателя при проверке поможет видеоролик Минэкономразвития
России.
О профилактических мероприятиях (профилактических визитах и предостережениях)
Одна из наиболее заметных тенденций 2022 года — стремительный рост
использования инструментов профилактики после введения моратория на
проверки, в том числе профилактических визитов. По итогам 2022 года
впервые количество профилактических визитов превысило количество
проверок: за год профилактических визитов проведено в 1,7 раза больше,
чем проверок.
Наряду с профилактическими визитами контрольные органы используют еще
один профилактический инструмент - объявление предостережения.
Предостережение - это вид профилактического мероприятия по
информированию предпринимателя о возможных или незначительных нарушениях
обязательных требований, одна из мер реагирования контрольного органа.
Профилактические визиты и предостережения как инструменты профилактики
использовались в 2022 году в большинстве регионов страны. При этом на
предостережения пришлось 72 % от всех профилактических мероприятий за
2022 год. На практике у предпринимателей больше шансов получить
предостережение, чем столкнуться с проверкой, стоит знать о своих правах
при объявлении предостережения. Подробнее об этом в видеоролике
Минэкономразвития России.
О мерах государственной поддержки
1. Разрешительная деятельность и лицензирование
- Продление на 12 месяцев отдельных срочных разрешений, сроки действия
которых истекают в 2023 году (например, лицензии на телевизионное
вещание, радиовещание, разрешения на судовые радиостанции, отдельные
виды санитарно-эпидемиологических заключений, аккредитация частных
агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению
труда работников (персонала) и иные).
- Право ведомств принимать решения, упрощающие для бизнеса
разрешительные процедуры (например, в части сокращения срока
предоставления разрешения, перечня документов и сведений, подаваемых для
целей получения разрешения, сокращения перечня обязательных требований,
в том числе лицензионных, и т. д.).
- Не требуется переоформлять разрешения в случае переименования юр. лица, изменения наименования географического объекта.
- Не требуется оплата гос. пошлин в рамках лицензирования.
- Некоторые особенности разрешительной деятельности в отдельных сферах
(например, ускоренная регистрации лекарственных средств для
ветеринарного применения и кормовых добавок, сокращение перечня
документов, подаваемых для целей получения лицензии на осуществление
деятельности в области оказания услуг связи и иные).
* более подробно можно посмотреть какие изменения были внесены
постановлением Правительства РФ от 23.01.2023 N 63 "О внесении изменений
в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N
353 и признании утратившим силу отдельного положения постановления
Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2022 г. N 1589"
2. Мораторий на проверки
В соответствии с поручением Президента, данного по итогам
Петербургского международного экономического форума в июле 2022 года,
был принят ряд изменений в постановление Правительства № 336.
В 2023 году проведение плановых проверок ограничено только объектами
контроля, отнесенными к категориям чрезвычайно высокого и высокого
риска.
При этом в отношении государственных и муниципальных школ и детских
садов плановые проверки заменены на профилактические визиты, от
проведения которых нельзя отказаться. В рамках такого визита можно
провести контрольные действия (отобрать пробы и прочее), выдать
предписание, но нельзя оштрафовать. Контролер имеет возможность
комплексно оценить школу либо детский сад, при необходимости принять
меры реагирования, но сохранить средства для развития такого учреждения.
Практически в полном объеме продлены на 2023 год ограничения на
внеплановые проверки – подход изменился только в части проверок по
индикаторам риска как ключевого элемента риск-ориентированного подхода.
Так, теперь можно провести проверку при выявлении любого индикатора
риска – в 2022 году проверка допускалась только в случае, если
выявленный индикатор риска сопряжен с непосредственной угрозой жизни
граждан.
3. Упрощение оценки соответствия
Продлена до 1 сентября 2023 г. возможность оформления «упрощенных» деклараций
о соответствии продукции на основании доказательств ее безопасности,
имеющихся у импортера, производителя, поставщика (п. 6 Приложения № 18 к
постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. №
353).
Продолжает действовать упрощенный порядок ввоза продукции на территорию
Российской Федерации, в том числе в части возможности для импортеров не
подтверждать таможенным органам право на использование документа об
оценке соответствия продукции (декларации о соответствии или
сертификата).
4. Аккредитация в национальной системе аккредитации
В 2022 и 2023 года упрощены процедуры аккредитации и подтверждения
компетентности аккредитованных лиц, в том числе путем проведения
выездных оценок в удаленном формате.
Также лабораториям предоставляется возможность расширения области
аккредитации в ускоренном режиме. Срок процедуры сокращен до 30 рабочих
дней (фактически в среднем услуга оказывается за 15 рабочих дней).